Урок-презентация.
Конспект внеклассного мероприятия:
«Весна, прекрасен птичий гомон…»
Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ученики, в этот удивительный майский день , давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых, почувствуем его хрупкость и красоту через произведения живописи, литературы и музыки , попробуем узнать больше о весенних явлениях в жизни птиц. Ведь они первые после капели предвестники весны, пробуждается природа , наполняются живительным соком деревья- всюду жизнь . И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить стихами:
Весна идет, весна идет,
И тихих , теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ребята, а какие чувства вызывает у вас весна?
1-й ученик:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
2-й ученик:
На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны…
Учитель: летними ночами, обращая свой взор в небо ,мы можем четко разглядеть созвездия с птичьими названиями. Ребята , а вы их знаете?
1-й ученик: созвездие Райской птицы, Тукана.
2-й ученик: созвездие Журавля, Павлина.
3-й ученик: созвездие Феникса, Лебедя.
Скажите ребята, а какие мифы о птицах вы знаете:
Ученик: «Когда Прометей похитил огонь у богов и вернул его людям , Зевс –правитель мира , разгневался и приковал Прометея цепями к горам Кавказа и ежедневно посылал орла клевать печень титана , которая на следующий день отрастала вновь. Страшные мучения испытывал Прометей, но вскоре, был освобожден из плена Гераклом».
Учитель: Вы упомянули орла, это величественная птица, кто расскажет про нее.
Ученик: Орел- птица сильная ,могучая, с острым клювом, и не менее острыми когтями, настоящий хищник. Символ власти , могущества.
Учитель: Наверное, именно поэтому многие государства поместили орла на свои гербы. А какие это государства?
Ученик: Россия , Польша, США.
Учитель: А какая птица является символом красоты и величия?
Ученик: Лебедь.
Учитель: Обратите внимание на эту картину, она написана гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. В ней автор воплотил мечты о счастье, большом человеческом чувстве. Трогательный образ Царевны Лебедь прекрасен своей одухотворенностью. Бледное, тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и нежной грусти. Потемневший простор моря , нависшие облака подчеркивают розовый отсвет заката на поверхности белоснежных крыльев.
В образе Царевны Михаил Александрович изобразил свою любимую жену, известную певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос , ему показалось, что это голос его души. С тех пор , одно лицо занимает все соображение Врубеля- лицо его любимой.
(Звучит Лебединое озеро П.И.Чайковского).
Вдумайтесь в звуки музыки, это «Лебединое озеро» П.И.Чайковского , первый написанный великим композитором балет. Как прекрасны звуки рожденные гением великого композитора, как точно передают они гордую красоту птиц. Драма героев, столкновение светлых и темных сил, боль разлуки , радость встречи , торжество над смертью , только лебеди могут вызвать подобные чувства.
Какой миф посвящен этой птице?
Ученик: Жила в Этолии красавица Леда. Зевс , плененный ее красотой , явился к ней в образе Лебедя, когда она купалась в Эвроте, и от этого союза родилась красавица Елена, из-за которой разразилась Троянская война. Древние греки , считали , что в образе созвездия лебедя запечатлен сам громовержец Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры , летит он на свидание к любимой Леде.
Учитель: Не только в мифах и музыке , но и в рассказах , сказках, поэмах отражаются пернатые .Как называется сказка, рассказывающая о превращении утенка в прекрасного лебедя?
Ученик: «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена.
Учитель: А еще какую сказку о птицах вы знаете этого знаменитого датчанина?
Ученик: «Дикие лебеди».
Учитель: Правильно, давайте вспомним содержание, птицам пришлось перелететь огромное расстояние, а вообще, ребята, очень многим птицам свойствен перелет. А что такое перелет?
Ученик: Это миграция , сезонные явления в жизни птиц, которое возникло в процессе эволюции, под воздействием периодических изменений природных условий , связанных со сменой времен года. Перелетные птицы способны к астронавигации, т.е. к выбору нужного направления перелета по положению солнца, Луны, и звезд, перелет корректируется по различным географическим ориентирам: птицы при полетах придерживаются русел рек, лесных массивов.
Учитель : Ребята, вам хорошо известна такая перелетная птица , как журавль. Его курлыканье- сигнал наступающей осени и примета наступившей весны. Да , птицы мигрируют. В пути им приходится много лишений - они страдают от голода и холода , их нещадно мучают насекомые паразиты , которых они подняли с собой с Земли. К концу перелета под крылом каждой птицы появляется кровавая мозоль . И все равно они летят…
Ребята, не стоит забывать , что наступление весны сопровождается не только прилетом птиц , но и образованием брачных пар , что очень важно для продления птичьего рода. Как вы думаете, какие птицы образуют супружеские пары на всю жизнь ?
Ученик: Лебеди, аисты , журавли.
Учитель: Как ни странно, вороны тоже верные спутники, что мы знаем о вороне? Давайте выясним это не совсем обычным способом. Про птиц существует очень много пословиц и поговорок . Какие известны вам?
Ученик:1)Старый ворон не каркнет мимо.
2)Метил в ворону , а попал в корону.
3)Всякая птица своим носом сыта.
2-й ученик:1)Пуганая ворона и куста боится.
2)Плох сокол, что ворона с места сбил.
3-й ученик:1)Красна птица пером – человек умом.
2)Ворон ворону глаз не выклюет.
Учитель: И вся сущность этой странной птицы отражена в бессменной басне Крылова, которую нам подготовили ребята.( Ребята показывают сценку «Ворона и лиса».
Автор:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
__________
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом , с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Лиса:
«Голубушка , как хороша!
Ну что за шейка , что за глазки!
Рассказывать, так, право сказки!
Какие пёрышки, какой носок
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой , светик, не стыдись!
Что , ежели сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь птица!»
Автор:
Вещуньина с похвал вскружилась голова ,
От радости в зобу дыханье спёрло ,-
И на приветливы Лисицына слова
Ворона каркнула во всё воронье горло :
Сыр выпал- с ним была плутовка такова.
Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых, мне хотелось бы напомнить вам как хрупок этот мир . С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты . Помните об этом , не обижайте братьев наших меньших ! Давайте в заключение все вместе споем песню , которая призывает нас всегда оставаться людьми!!!
Раненая птица в руки не
давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев.