Урок-презентация.

 

                            Конспект внеклассного мероприятия:

                           «Весна, прекрасен птичий гомон…»

Учитель: Добрый день,  уважаемые гости и ученики, в этот удивительный майский день , давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых, почувствуем его хрупкость и красоту через произведения живописи, литературы и музыки , попробуем узнать больше о весенних явлениях в жизни птиц. Ведь они первые после капели предвестники весны,  пробуждается природа , наполняются живительным соком деревья- всюду жизнь . И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить стихами:

 

Весна идет, весна идет,

И тихих , теплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

Ребята, а какие чувства вызывает у вас весна?

 

1-й ученик:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

 

2-й ученик:

На солнце темный лес зардел

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

 

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла  к нам молодая

Я здесь пою приход весны…

 

Учитель: летними ночами, обращая свой взор в небо ,мы можем четко разглядеть созвездия с птичьими названиями. Ребята , а вы их знаете?

 

1-й ученик: созвездие Райской птицы, Тукана.

2-й ученик: созвездие Журавля, Павлина.

3-й ученик: созвездие Феникса, Лебедя.

 

 

 

 

 

Скажите ребята, а какие мифы о птицах вы знаете:

 

Ученик: «Когда Прометей похитил огонь у богов и вернул его людям , Зевс –правитель мира , разгневался и приковал Прометея цепями к горам Кавказа и ежедневно посылал орла клевать печень титана , которая на следующий день отрастала вновь. Страшные мучения испытывал Прометей, но вскоре, был освобожден из плена Гераклом».

 

Учитель: Вы упомянули орла, это величественная птица, кто расскажет про нее.

 

Ученик: Орел- птица сильная ,могучая, с острым клювом, и не менее острыми когтями, настоящий хищник. Символ власти , могущества.

 

 

Учитель: Наверное, именно поэтому многие  государства поместили орла на свои гербы. А какие это государства?

 

Ученик: Россия , Польша, США.

 

Учитель: А какая птица является символом красоты и величия?

 

Ученик: Лебедь.

 

Учитель: Обратите внимание на эту картину, она написана гениальным русским художником  Михаилом Александровичем Врубелем. В ней автор воплотил мечты о счастье, большом человеческом чувстве. Трогательный образ Царевны Лебедь прекрасен своей одухотворенностью. Бледное, тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и нежной грусти. Потемневший простор моря , нависшие облака  подчеркивают розовый отсвет заката на поверхности белоснежных крыльев.

 В образе Царевны Михаил Александрович изобразил свою любимую жену, известную певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос , ему показалось, что это голос его души. С тех пор , одно лицо занимает все соображение Врубеля- лицо его любимой.

(Звучит Лебединое озеро П.И.Чайковского).

 

Вдумайтесь в звуки музыки, это «Лебединое озеро»  П.И.Чайковского , первый написанный великим композитором балет. Как прекрасны звуки рожденные гением великого композитора, как точно передают они гордую красоту птиц. Драма героев, столкновение светлых и темных сил, боль разлуки , радость встречи , торжество над смертью , только лебеди  могут вызвать подобные чувства.

 

 

Какой миф посвящен этой птице?

 

Ученик: Жила в Этолии красавица Леда. Зевс , плененный ее красотой , явился к ней в образе Лебедя, когда она купалась в Эвроте, и от этого союза родилась красавица Елена, из-за которой разразилась Троянская война. Древние греки , считали , что в образе созвездия лебедя запечатлен сам громовержец Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры , летит он на свидание к любимой Леде.

Учитель: Не только в мифах и музыке , но и в рассказах , сказках, поэмах отражаются пернатые .Как  называется сказка, рассказывающая о превращении утенка в прекрасного лебедя?

Ученик: «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена.

Учитель: А еще какую  сказку о птицах вы знаете этого знаменитого датчанина?

Ученик: «Дикие лебеди».

 

Учитель: Правильно, давайте вспомним содержание, птицам пришлось перелететь огромное расстояние, а вообще, ребята, очень многим птицам свойствен перелет. А что такое перелет?

Ученик: Это миграция , сезонные явления в жизни птиц, которое возникло в процессе эволюции, под воздействием периодических изменений природных условий , связанных со сменой времен года. Перелетные птицы способны к астронавигации, т.е. к выбору нужного направления перелета по положению солнца, Луны, и звезд, перелет корректируется по различным географическим ориентирам: птицы при полетах придерживаются русел рек, лесных массивов.

Учитель : Ребята, вам хорошо известна такая перелетная птица , как журавль. Его курлыканье- сигнал наступающей осени и примета наступившей весны. Да , птицы мигрируют. В пути им приходится много лишений -  они страдают от голода и холода , их нещадно мучают насекомые паразиты , которых они подняли с собой с Земли. К концу перелета под крылом каждой птицы появляется кровавая мозоль . И все равно они летят…

 Ребята, не стоит забывать , что наступление весны сопровождается не только прилетом птиц , но и образованием брачных пар , что очень важно для продления птичьего рода. Как вы думаете, какие птицы образуют супружеские пары на всю жизнь ?

 Ученик: Лебеди, аисты , журавли.

Учитель: Как ни странно, вороны тоже верные спутники, что мы знаем о вороне?  Давайте выясним это не совсем обычным способом. Про птиц существует очень много пословиц и поговорок . Какие известны вам?

 Ученик:1)Старый ворон не каркнет мимо.

               2)Метил в ворону , а попал в корону.

               3)Всякая птица своим носом сыта.

 

 

2-й ученик:1)Пуганая ворона и куста боится.

                    2)Плох сокол, что ворона с места сбил.

 

3-й ученик:1)Красна птица пером – человек умом.

                    2)Ворон ворону глаз не выклюет.

 

Учитель: И вся сущность этой странной птицы отражена в бессменной басне Крылова, которую нам подготовили ребята.( Ребята показывают сценку «Ворона и лиса».

    

Автор:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                  __________

 

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать  было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом , с вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

Лиса:

«Голубушка , как хороша!

Ну что за шейка , что за глазки!

Рассказывать, так, право сказки!

Какие пёрышки, какой носок

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой , светик, не стыдись!

Что , ежели сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь птица!»

Автор:

Вещуньина с похвал вскружилась голова ,

От радости в зобу дыханье спёрло ,-

И на приветливы Лисицына слова

Ворона каркнула во всё воронье горло :

Сыр выпал- с ним была плутовка такова.

 

 

Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых, мне хотелось бы напомнить вам как хрупок этот мир . С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты . Помните об этом , не обижайте братьев наших меньших ! Давайте в заключение все вместе споем песню , которая призывает нас всегда оставаться людьми!!!

 

Раненая птица в руки не давалась,                                 
Раненая птица птицей оставалась.                        
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

 Припев.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Припев.

 

(Презентация)

Hosted by uCoz